Я ещё отношусь к тому поколению, которое старательно выращивали на классической литературе, в которой бабу хлебом не корми – дай куда самопожертвоваться.
Это ж мы строчили в школьных сочинениях (под полное одобрение восторженной учительницы), что Наташе Ростовой бы в прорубь, а не в новый брак после смерти князя Андрея, э, ты чё такая светская-то?! Вот Кончита Рязанова всю жисть ждала, Сольвейг за мудаком на лыжах до последнего бегала итд. И саундтреком ко всему этому звучало "заросли мои ноженьки, проживу как-нибудь".
Нас учили быть бескорыстными и жертвенными. Учили не замечать своих желаний и уделять внимание чужим. Учили положить на свою тарелку в последнюю очередь и поменьше. Учили уступать старшим, прежде всего – мужчинам. Беречь мужскую гордость. Верить в наших мужчин – отцов, братьев, гипотетических будущих мужей, сыновей.
Мол, а ты не будь эгоисткой, ты поддержи, ты уступи, ты не тяни одеяло на себя, ты верь в него, вот Булгакову в холодной квартире жена воду горячую носила, он руки погреет и дальше – "Белую гвардию" писать, вот Генри Форду-то жена замёрзшими руками лампу держала, а ушли бы они от мужиков, как нонешние балованные бабы, остались бы на бобах!
Чтобы заслужить хорошую и сытую жизнь, надо не генерала искать, а выйти за лейтенанта, да потаскаться с ним двадцать лет по гарнизонам, по общагам, по глухим городкам, где свет и вода не каждый день.
Короче, ничего нового – "принеси себя мужчине в дар, работай на его успех, не думай о себе и ты дождёшься счастья, тебя однажды отблагодарят и оценят".
И кое-кто купился. Под родительское и свёкрское "да мы-то в бараках, в деревнях, в общагах и не жаловались" рождались дети, на три копейки строился бюджет, молодая семья на годы проваливалась в нищету, в которой требования лучшей жизни жёстко игнорировались и осуждались.
С одной важной поправкой: осуждались женские требования. Если она пыталась открыть мужчине глаза на то, что денег категорически не хватает, что необходимы лекарства, памперсы, одежда, плата за садик, чёртовы продукты – начинались нотации об эгоизме и том, что там раньшето. Иногда переходящие в вопли и мордобой.
Мужские претензии были легитимны: недостаточно чисто, недостаточно тихо, не так пожарена картошка, надоело есть третий день подряд одно и то же, не так растишь ребёнка, низко летаешь, тихо свистишь.
Я знаю семьи, которые да, продержались до тех времён, когда лейтенант стал генералом, инженер – руководителем направления, мелкий предприниматель – успешным бизнесменом.
Но среди них нет почти ни единого случая обещанной "благодарности" за былое самопожертвование жены. В мужских глазах все эти копеечки, сэкономленные ему на лишний кусок мяса и новую рубашку с собеседованию – таки совершенно не заметны и не было такого.
Все эти "я же всегда была рядом и одна верила в тебя" – "ну и что, Лена, я тебя спрашиваю – и что?!" на бракоразводном процессе.
Все "но я же ночей не спала, я даже в больницу не могла, я здоровье себе испортила, за что ты со мной так" – просто зуд над ухом.
Потраченная женская жизнь? А он не просил. Сама захотела. А теперь не соответствует. И вообще никогда его не понимала, столько лет терпел ради детей, женился по молодости и глупости, что теперь, крепостное право вернуть, чтобы она не голосила?
Где-то в биографии Фета мне сто лет назад попалась часть той истории про Марию Лазич, где она ещё не сгорела, а просто очень нравилась. Автор красиво выразился: мол, Аф. Аф. понимал, что жениться ему не по карману, что он не сможет содержать семью и разорвал всякие отношения.
Я сейчас безотносительно того, правда сие или нет – а чё, так можно было? Просто признать, что женитьба и дети тебе сейчас/пока не по карману, что жить вы будете тяжелее некуда и почти все тяготы лягут на плечи твоей возлюбленной невесты, м? А ты, как нормальный и честный человек, лучше дашь ей свободу, чем тоскливую бедность с крайне неопределёнными перспективами?
Да и можно ли затевать игру в "не будь эгоисткой, давай жить моими интересами и твоим самопожертвованием" в стране, где эти жертвы при разводе никто учитывать не собирается, а права детей толком не защищены?
Булгаков, кстати, Татьяну Лаппу бросил. И "Белую гвардию" посвятил другой. Стоило водичку-то горячу для ручек гениальных таскать.
Очень эта идея с самопожертвованием вредная, ящитаю. Вреднее картохи из Макдака. Та только в жопе откладывается, а вся эта дженэйровщина – прямо в биографии. И даром бы только нашей, дети-то в чём виноваты, ну.
Zoja Atiskova
https://www.facebook.com/zoja.atiskova/posts/5488212187887337